Что связывает Нидерланды, Австралию и «ЮниХелп»
7 марта 2011 года, именно в день рождения МБОО «ЮниХелп», на организационную почту пришло необычное письмо, в теме которого было лаконичное «Hello».
Международное общественное объединение «Голос сердца» в сотрудничестве с ОО «Глобальная инициатива в психиатрии» (Литва) реализует двухгодичный проект «Развитие потенциала негосударственных организаций для решения вопросов в области психического здоровья в Республике Беларусь» (при финансовой поддержке Европейского Союза).
Люди с особенностями психического развития представляют собой одну из наиболее уязвимых групп нашего общества. Проведенное в ноябре-декабре 2011 года в рамках реализуемого проекта социологическое исследование под названием «Мониторинг проблемы восприятия белорусским обществом людей с особенностями психического развития и выражения отношения к ним на уровне вербально-визуальной коммуникации» помогло определить отношение граждан страны к «особым» людям. Выявлена степень готовность общества к интеграции «особых» людей, а также степень информированности населения о различных аспектах психического здоровья.
Так был выявлен достаточно высокий уровень информированности населения о людях с особенностями развития (в том числе благодаря информации, подаваемой в СМИ), что составило более 50% опрошенных. Однако наряду с этим готовность получать такую информацию высказали менее 30% респондентов, среди которых превалирующее большинство составили женщины. Кроме того, отмечена тенденция снижения готовности к получению подобной информации у людей, имеющих более чем средний уровень благосостояния. Предпочитаемыми источниками информации являются Интернет, печатные СМИ.
Готовность населения оказывать поддержку людям с особенностями психического здоровья оказалась на практике ниже вовлеченности граждан в этот процесс. По результатам опроса основным барьером здесь является недостаток денежных средств, иногда – времени. К тому же опрашиваемыми отмечалось, что оказание поддержки рассматриваемой целевой группе должно находиться в компетенции соответствующих специалистов и представителей государственных органов. Кроме того, препятствием в оказании помощи людям с особенностями развития было названо недостаточное информирование о характере, объемах и способах оказания помощи людьми, не являющимися специалистами.
Таким образом, результаты проведенного количественного исследования позволили зафиксировать широкое распространение среди населения эффекта «социального фасада» или «социальной желательности»: население, с одной стороны, выражает согласие и заявляет о необходимости интеграции лиц с особенностями психического развития в общество, а с другой – проявляет достаточно низкую готовность предпринимать какие-либо действия, способствующие реализации этого процесса.
В результате качественного исследования была выявлена заметная предубежденность, стереотипность мнения населения о людях с особенностями интеллектуального и психического развития, что в свою очередь ведет к изоляции последних, отсутствию социальных контактов, невозможности определяться в своих правах и потребностях.
Усугубляет изоляцию людей с особенностями развития и их семей также отсутствие необходимого сопровождения семей, впервые столкнувшихся с такими проблемами, недостаток информации о причинах, особенностях заболеваний, правилах поведения с их «особыми» родственниками и т.д. В то же время отмечается значительное улучшение отношения общества к детям с особенностями и расширение спектра оказываемых им услуг.
Изоляция людей с особенностями интеллектуального и психического развития обусловлена, прежде всего, проблемой недееспособности, а также отсутствием возможностей для дальнейшего развития личности взрослых людей с особенностями развития: нет программ обучения, профессиональной подготовки, социальной адаптации и, как следствие, возможности трудоустройства и независимого проживания.
Проведенные исследования подтвердили существование системной проблемы в процессе социальной адаптации людей с особенностями психического развития и их интеграции общество. Кроме того, выявлена необходимость комплексного подхода к решению указанной проблемы через вовлечение людей с особенностями развития, их семей, специалистов, осуществляющих поддержку, представителей бизнеса и государственных органов. И особая роль отводится СМИ, способствующим повышению информированности общества, формированию объективного отношения к «особым» людям.
В связи с этим в рамках проекта планируется провести информационную кампанию, рассчитанную на привлечение внимания к людям с особенностями психического здоровья, повышение информированности общества об их жизни, об их проблемах, интересах и потребностях. Эффективность такой кампании будет оценена проведенным повторно исследованием общественного мнения и сравнением его результатов с уже проведенным.
7 марта 2011 года, именно в день рождения МБОО «ЮниХелп», на организационную почту пришло необычное письмо, в теме которого было лаконичное «Hello».
С 20 марта 2012 года акцию на автозаправочных станциях под девизом «Не оставляйте сирот на обочине жизни!», направленную на сбор средств от автовладельцев в пользу детей-сирот, поддержала еще одна структура РУП «ПО «Белоруснефть».
Декабрь и январь являются, пожалуй, самыми добрыми месяцами года. Именно в это время, накануне Нового года и Рождества, многие бизнес-организации вспоминают о тех, к кому судьба отнеслась, мягко говоря, неблагосклонно.